Вход в Зоопарк
Сказки с подвижными картинками – первый шаг к самостоятельному чтению
Вход > Палеонтологический музей > Маленькие истории > Psion

Научные приборы Поттера
Revision 1.2, 19 февраля 2001

1980 - 1987 1993
Появляется Psion Series 3a. Новая модель, в которой был использован тот же ЦП с тактовой частотой 7,68 МГц, но увеличен экран (480x160), повышена емкость памяти (256- и 512-Кбайт ОЗУ, 269 и 399,99 фунтов), модернизировано ПО. Начиная с Series 3a, Psion использует не NEC V30H, а собственный ASIC (ASIC9), который включает процессор и два контроллера периферии (ASIC1 и ASIC2). Кроме того, в Series 3a предусматривался динамик и микрофон (иными словами, разработчики предусмотрели интегрированную звуковую плату), причем на 1 с записи нужно было 8 Кбайт (в формате ADPCM). Компания Acorn объявляет Pocket Book II -- клон S3a.
1989 - 1991
1993 - 1995
1996
1997 - 1999
2000

Для связи с ПК использовался специальный кабель (и ПО, конечно), в котором размещалась специальная схема, преобразующая сигналы SIBO Serial Channel в RS232.

1994
В середине года Psion начинает работу над платформой нового поколения, которая. как предполагалось, могла бы стать платформой для "коммуникатора. Ответственным за проект стал Колли Майерс и в качестве кодового названия проекта он выбрал Protea, название цветка, произрастающего в Южной Африке.

И именно Колли Майерс, будущий президент Symbian, пишет первые сроки операционной системы, котороая позднее станет называться EPOC. Тогда предполагалось назвать ее ERA.

1995
Создаются модификации Psion Series 3a с 1- и 2-Мбайт ОЗУ.

Январь
27 января. Определяются цели, которые поставлены перед группой Protea. Приоритеты -- "обобщенность" (простота изменения ОС для разных машинок), компонентность, "портабельность", простота модификации, простота пользования, скорость, эффективность, компактность.

Май
Psion начинает проект создания пакета разработчика оборудования (SIBO Hardware Development Kit), который, как предполагалось, будут использоваться создатели оборудования, которое будет подключаться к шине SIBO. Компания Purple Software выпускает совместимый с Psion Series 3 1,44-Мбайт дисковод. Правда позднее, Psion так и не сумеет наладить производство микросхем-конверторов ASIC4 и ASIC5 (ASIC1 и ASIC2 -- это микросхемы с ЦП для MC и Psion Series 3, ASIC9 -- микросхема ЦП, позднее применявшаяся в Series 3a и WorkAbout, подробнее -- см. SIBO HDK) по разумной цене, проект провалится, оставив на память только документацию...

Июнь
Появляются устройства серии Psion WorkAbout. Модели на базе процессора с тактовой частотой 7,68 МГц имели до 1-Мбайт ОЗУ, ЖК-экран (240x100), порты RS-232 и ИК, размеры 150x73x19 мм (325 г). В пакет ПО входили практически все программы (кроме игр), что и в Series 3a, плюс оболочка командной строки (для совместимости с программами HC). Цена WorkAbout составляет 240 фунтов.

В середине года был разработан предварительный дизайн Protea. Над ним работают Мартин Риддифорд и Грэхэм Бретт, основатели дизан-студии therefore Design (для разработки Psion Seires 5 использовался пакет Pro/Engeneer).

Огромный экран, возможность работы с пером (была проблема -- придумать метод для хранения пера в корпусе, подобном корпусу Psion Series 3, не нарушая устойчивости машинки; в попытках ее решить возник знаменитый "выезжающий" дизайн Psion Series 5). Сенсорные пиктограммы располагались так, чтобы дисплей казался больше, чем в действительности, вместо двух гнезд SSD было сделано одно гнездо CompactFlash, последовательный и инфракрасный порт. Информация о новой машине начинает проникать на рынок.

Перед создателями Protea была поставлена цель как можно быстрее закончить разработку. В итоге, проект Psion Series 5 займет три года, будет стоить 6 миллион фунтов, над ним будет работало примерно 80 чел. А пока -- в группе Protea работает 15 разработчиков.

Чарльз Дэйвис
Чарльз Дэйвис, ведущий разработчик ПО Psion

Чарльз Дэйвис, ведущий разработчик системного ПО, достаточно долго исследовал примеры провалов конкурирующих операционных систем для PDA и, в итоге, сформулировал несколько принципов, которые должны были обеспечить успех новой ОС Psion: понимать цель разработки ОС, избегать искушения развиваться на базе прошлых платформ и не пытаться сразу сделать идеал. Позднее, он приступил к работе над ПО "промежуточного слоя". Эта подсистема играет в EPOC крайне заметную роль, по сути, это основа ОС, а GUI и программы, с которыми работает пользователь, представляют собой надстройку над ним.

Создатели Protea предполагали использовать 6-Мбайт ПЗУ, что подразумевало необходимость оптимизации "промежуточного" ПО, в основу "прослойки" легли и идеи SIBO, и принципы X-Windows, и идеология ОС Taligent и проч. Первой была разработана графическая подсистема -- GDI (устройства графического устройства), функции работы с "битовыми картами", шрифты, оконный сервер (он был реализован на базе идеологии X-Windows). В графической системе было реализовано много уникальных средств (например, функции изменения масштаба изображения). Из SIBO в EPOC был перенесен компонент обработки форматированного текста, который позволяет реализовать сколь угодно сложные средства обработки текста. Позднее из возможности программы Agenda для SIBO, которая позволяла "прикрепить" к записи календаря текстовые заметки, родилась концепция внедряемых объектов. Была реализована реляционная СУБД, причем, вполне мощная.

Марк Греттон, главный технолог Psion, изучал разные ЦП, которые можно было бы использовать в Protea. Он рассматривал процессоры Intel, Motorola, Digital, Hitachi, SGI и проч., однако выбрал архитектуру ARM, которая обеспечивала прекрасные показатели MIPS/долл. и MIPS/Вт. "Сердцем" Protea стала микросхема ASIC под кодовым названием EIGER (гора в Швейцарии), которая разрабатывалась совместно Psion, ARM и Cirrus Logic и обеспечивала полное управление ПК. Первоначально предполагалось использовать 1 Мбайт ОЗУ (2 Мбайт -- в более дорогой модели). При этом, достаточно быстро стало понятно, что понадобится больше и эта цифра увеличилась до 4 Мбайт.

Колли Майерс планировал процесс. После некоторых размышлений, он принял решение использовать в качестве основного инструментального средства Microsoft Visual C++, который работал бы в среде Windows NT. Кроме того, разрабатывалась программная "прослойка", которая позволяла изолировать прикладное ПО от аппаратных средств. И после создания такой библиотеки был создан первый эмулятор EPOC32, который использовался для создания прикладных программ. В качестве транслятора программ, разработанных на Windows-эмуляторе, для целевой платформы (ARM) был использован компилятор GNU C++ (Cygnus Inc.), Psion финансировал работы Cygnus по разработке библиотек для EPOC.

Затем приступили к ядра и системных библиотек. И возникла проблема -- для разработки драйвера последовательной связи было нужно реальное оборудование. Ни ASIC, ни компилятора не было и разработчики придумали иное решение -- была разработана x86-версия EPOC32, которая работала на обычном IBM-совместимом ПК.

Дэвид Вуд, главный специалист по разработке GUI, и его группа приступили к созданию GUI Protea. GUI SIBO был прост -- стандартная оконная среда, просто оптимизированная для суперпортативного устройства. В Protea было решено продолжить эту традицию. Вуд исследовал несколько конкурирующих GUI, например, ОС MagicCap, которая была основана на метафоре "реального мира" и решил, что это глупо.

Изначально GUI Protea создавался в предположении, что пера может и не быть, поэтому был реализован использован метод управления, применявшийся в Windows и OS/2 при работе на ПК без мыши. Перемещаться между полями диалога можно было, используя клавиши Tab и Shift-Tab или клавиши-акселераторы. Однако потом стало понятно, что пользователи, которые никогда не видели ПК без мыши и не догадывались о клавише Tab, могут испытывать сложности. Появилась возможность перемещаться между полями диалога, используя курсорные клавиши. Диалоговые окна были переделаны, превратились из двумерного массива в список. В итоге, до создания предварительной версии GUI, было разработано 114 промежуточных редакций. По иронии судьбы, модель Psion Series 5 без пера так и не появилась, однако, те наработки интерфейсной группы не были бессмысленными -- EPOC стала намного удобнее.

Чертежи Protea
Чертежи Protea
Чертежи Protea
Чертежи Protea
Чертежи Protea (Psion.com)

Проектом разработки прикладного ПО для Protea руководил Ник Хейли. Прикладные программы Protea представляли собой прямое развитие программ SIBO Agenda, Data, Word и проч., правда, программы Time и World были слиты в одну, чтобы рациональнее использовать место на панели Extras. Предусматривалась программа векторной графики, которая, как предполагалось, могла бы продемонстрировать преимущества перьевого ввода. Разрабатывались калькулятор, коммуникационная программа и среда разработки для OPL. С точки зрения разработки, это была одна из сложнейших подсистем -- постоянные изменения GUI вынуждали разработчиков постоянно переписывать программы, причем, многие из них параллельно вели несколько проектов. Неопределенность цели ("лучше, чем Series 3c") дала очень широкую поле для деятельности, что предполагало проблемы, связанные с дизайном и функциональности ПО. Но в итоге, прикладное ПО было создано. Правда, Ник Хейли к тому моменту покинул компанию, основав студию Slash Design и место разработчика UI занял Цезарь Вэйкфилд (который потом также покинул Psion и организовал свою студию, DraemPoint Design; он разрабатывал интерфейс для машин WorksAbout, а также пакет OVAL).

Разработкой OPL занимался Говард Прис, который работал с ним, начиная с версии OPL для Organiser II. В Protea предусматривалась среда разработки программ, существующее ПО на OPL можно было, как правило, просто перетранслировать. Правда, в Protea исчезла возможности прямого доступа к прерываниям и функциям ОС, ее поменяли на возможность создания библиотек OPX. Планировалась разработка пакета OVAL для EPOC32, который так и не появился. В новом OPL использовались 32-разрядные целые числа, была реализована возможность работы с новыми функциями EPOC, модернизирован редактор OPL, транслятор и библиотека утилит.

Дизайн клавиатуры и модели разрабатывают Мартин Ридденфорд и Грэм Бретт. Клавиатура была одной из основных проблем проекта ? по мнению маркетологов компании, именно неудобная клавиатура становится основной причиной, по которой многие потенциальные пользователи не покупают PDA. Psion ведет переговоры с изготовителями клавиатур, которые не заканчиваются ничем. Изготовителей клавиатур не интересует. предложение, кто-то просто не берется за столь нетривиальную разработку. В итоге, ее разрабатывает Мартин Ридденфорд. Позднее, дизайн клавиатуры Psion Series 5 запатентован (патент US5777281: Key assembly, 23 сентября 1996). В первых прототипах применялись две мембраны, контактирующие с матрицей контактов (по одной для определения ряда и столбца матрицы), позднее конструкция была оптимизирована, матрица контактов была размещена на одной дорожке.

Первый прототип клавиатуры (в масштабе 4:1) был создан в мастерской студии, затем конструкция была "доведена" в Pro/Engineer, изготовлены и переданы для испытаний на прочность.

Кроме того, дизайнеры столкнулись с проблемой -- как разместить в корпусе батареи и перо? В результате, батареи и гнездо для пера были перенесены за дисплей. Механизм крышки сделали слегка пружинящим, обеспечив тактильную обратную связь, когда пользователь закрывает крышку, легкий щелчок позволяет понять -- "да, машинка закрыта". Кроме того, перенес батареек за "выезжающий" дисплей позволил удобно разместить перо.

Эскизы, сделанные дизайнерами, использовались при разработке моделей Protea в пакете Pro/Engineer, который работал на станциях Silicon Graphics Indigo (therefore пыталась использовать и Pro/Engineer для Windows NT, но не успешно), для разработки дизайна системных плат использовался пакет Visula, подготовки фотореалистичных изображений -- Adobe Illustrator и Adobe Photoshop. В процессе разработки дизайна Protea была создана параметрическая модель, которая позволяла быстро моделировать любые изменения конструкции, схемотехники и проч. компонентов.

Чертежи Protea

Чертежи Protea

Чертежи Protea

Чертежи Protea (Psion.com)

Прототипы изготавливались в мастерских студии, некоторые модели передавались за завод компании Formation (Глочестер), специализирующейся на услугах изготовления прототипов (для их создания использовалась стереолитография, по чертежам из Pro/Engineer, передаваемых в виде файлов STL).

Несмотря на усилия по увеличению надежности механизмы крышки, в первых Psion Series 5 нередко ломались держатели. Однако, уже к концу года проблема была решена. Кроме того, была использована весьма любопытная конструкция дисплея - в отличие от многих сенсорных экранов, где пленка дигитайзера приклеивается к ЖК-матрице (это удорожает производство), в Psion Series 5 экран и дигитайзер не связаны, ремонтировать его проще (правда, замена дисплея Psion ? услуга дорогая, но это уже маркетинг).

Появляются модели Psion Series 3a с 1- и 2-Мбайт ОЗУ (399,99 фунтов). Кроме того, в середине 1995 г. принято решение о выпуске Protea в марте 1996.

Октябрь
Дэвид Поттер дает интервью газете Sunday Times, где говорит о планах по разработке радикально нового PDA, который планируется на 1997 г.

Ноябрь
11 ноября объявляется пакет Telenote Link, первая попытка Psion "интегрировать" PDA и сотовый телефон. В комплект входит кабель и ПО для работы Psion Series 3 с сотовым телефоном Nokia 2110 (обмен SMS и проч.). Стоит 70 фунтов.

В конце 1995 г. практически завершены работы над программой PsiMail, которая для Psion стала революционной -- пользователи могли работать с электронной почтой.

PsiMail
PsiMail ? программа для доработы с электронной почтой для Psion Series 3

Страница 1 2 3 4 5 6>

 Rambler's

RB2 Network

RB2 Network

Просим при воспроизведении материалов этого сайта, делать ссылку на Зоопарк ручных компьютеров
Copyright © 1999-2000 Зоопарк ручных компьютеров